Почему мы играем в игры? Кому-то интересен сюжет, кому-то нравится сам процесс игры. А кто-то покупает очередной диск игрового сериала, не в силах расстаться с полюбившимся персонажем. Ведь зачастую кто, как не герой, определяет стиль игры, ее интересность и шарм? Во многом в те или иные игры мы играем только потому, что не можем расстаться с героем.
Не могу назвать игры про нее легендарными. Они не открывали Америку и вехами игростроя не становились. Фанаты не стояли за ними в длинной очереди и палатки заранее не ставили, дожидаясь открытия магазинов. Тем не менее, сказать, что эти игры прошли незамеченными - сильно погрешить против истины. Было в них свое темное, мрачное, кровавое такое обаяние (первой отрицательной группы). И не в последнюю очередь - благодаря рыжей красотке с фигурой, которой может позавидовать даже Лара Крофт. Этот материал не о бесстрашной гробокопательнице (не сейчас, по крайней мере). А о Бладрейн [BloodRayne], спасительнице человечества с несколько бесчеловечными повадками.
"Я, конечно, не Рейн, но, может быть, сгожусь?"
1996 год. В свет выходят сразу две игры, о которых можно писать сочинения. Первая из них - уже озвученная выше "Расхитительница гробниц" [Tomb Raider], вторая - "Наследие Кейна" [Dark Omen: Legacy of Kain]. Герои обеих игрушек - обаяшки, каких поискать. Лара потрясающе ловко прыгает по всяким джунглям и ищет артефакты, стреляя с двух рук, а Кейн, погибший и снова живой, на всю катушку использует новоприобретенные вампирские навыки вроде укусов жертв и вау-зрения. Они и поодиночке хороши, эти герои, а уж вместе-то.. но не буду забегать вперед.
1998 год. Мне уже 13 лет, жизнь прекрасна, спору нет. На экраны выходит "Блэйд" [Blade], сказ об афродампире, который охотится за кровососами по всему миру, эффектно избавляясь от богомерзких созданий. Этого мечом разрубить, этому серебряную пулю в лоб всадить, а этого сжечь на солнышке до хрустящей корочки. "Матрица" [Matrix] на тот момент еще не вышла и, стало быть, никого пока не.. кхм.. поимела. А потому Уэсли Снайпс [Wesley Snipes] в темных очках, кожаном плаще в пол и с мечом за спиной смотрелся свежо и интересно. Фильм собрал приличную кассу, окупившись где-то втрое, и создал любопытный типаж героя-вампироборца. Этакий коммандос с клыками, нечеловеческими рефлексами и отсутствием слабостей, который по тем или иным причинам питает к человечеству добрые чувства, а на вампиров имеет сразу два зуба.
1999 год. Компания Terminal Reality (уж не знаю, под впечатлением от чего из вышеперечисленного или просто сами по себе) выпускает "Ноктюрн" [Nocturne], мрачную рубилку от третьего лица в жанре survival horror. В первом эпизоде спутницей главного героя Странника [Stranger] становится дампирша Светлана Люпеску [Svetlana Lupesku], на пару с которой ему предстоит конфисковать могущественный артефакт у вампиров, оккупировавших замок в далекой Германии. Светлана (мама нормальная, папа кровосос) - важный персонаж игры, снабжающий Странника различной информацией. Она состоит в тайном обществе Спукхаус [Spookhouse] (чур, не ржать! Если перевести дословно, получится "Дом-призрак"), которое спасает мир от всякой потусторонней пакости. Свете прочили одну из главных ролей во втором "Ноктюрне", но он не случился. Зато случилась BloodRayne.
2002 год. "Терминальные реалисты" сложили в кучу все свои наработки, почесали в затылке и решили, что все новое - это хорошо забытое старое. У меня сложилось впечатление, что фундаментом "Кровавой Рейн" стал тот самый первый эпизод "Ноктюрна": базовые моменты вроде типажа героини, ее происхождения, наличия тайной организации перекочевали в новую игрушку, которая повествовала о нелегкой жизни дампира-сироты. Даже вампиры с артефактами и Германия - и те переехали в BloodRayne. Впрочем, менее веселой игра от этого не стала, хотя, признаться, наличие у Рейн прототипов со славянскими именами выглядит довольно забавно.
В общем, гадать можно долго, что было раньше - яйцо или курица, при делах ли Уэсли Снайпс и косили ли разработчики под гибрид Лары с Кейном. Доводов в пользу каждой из версий можно привести достаточно, так что сказать доподлинно, откуда разработчики взяли дампиров (из кино, из других игр или просто так звезды встали), я, к сожалению, не могу. Впрочем, не суть. Долой теории, посмотрим, что получилось в результате.
И кусает, и стреляет. Разве что крестиком не вышивает..
1932 год, Европа. Милая девушка Рейн, прибывшая из Америки, ищет своего биологического отца. Проблема в том, что пращур красотки - не кто-нибудь, а вампир. Он изнасиловал мать Рейн, и девушка стала гибридом двух видов, так называемым дампиром. Дампиры очень сильны: обладая сверхъестественными качествами вампиров, они практически не унаследовали их слабостей, но Рейн до этого пока дело маленькое. Она просто хочет отомстить отцу за свою мать и одинокое детство, используя встречающихся ей на пути вампиров как источники информации и мешки для битья.
Разумеется, попав в Европу, юное дарование не могло остаться незамеченным, особенно когда с ее прибытием число клыкастых трупов заметно возросло. Поэтому Рейн вербует тайное сообщество Бримстоун [Brimstone], которое занимается всякими сверхъестественными проблемами, включая вампиров, концы света и темные артефакты. Работа у них такая - спасать мир, а юная дампирша - потенциальный спецагент, которой никакой Армагеддон не помеха.
Резонно заключив, что опыта новобранке пока не хватает, господа из Бримстоуна приставили к ней наставницу из своих, дампиршу по имени Минс [Mynce]. И, дабы не терять даром времени, отправили их не в тренировочный зал, а прямиком на дело. Из города Мортон [Morton], штат Луизиана, долетают тревожные вести о какой-то инфекции, и дамам предстоит разобраться, что там к чему. Как впоследствии многократно будет доказано, если речь идет об инфекции, готовьтесь к зомби. Так оно и получается: прибыв на место происшествия, напарницы обнаруживают в Мортоне парад живых мертвецов и, для разнообразия, гигантских пауков. Как всегда, эти милейшие создания дружелюбием не отличаются и с радостным воплем "Добыча!" бросаются на наших героинь. Завязывается драка.
Минс, то ли от усталости, то ли из любопытства погибает, и Рейн остается один на один с Королевой Подземного мира [Queen of the Underworld]. То бишь с паучихой размером с Шелоб или Арагога, которая до кучи безостановочно пополняет популяцию членистоногих. С горем пополам одолев надоедливую тварь, уставшая Рейн замечает в ее ошметках нечто похожее на ребро, которое она радостно извлекает из туши. Ребро "вживляется" в тело Рейн, и та теряет сознание. Приходя в себя, дампирша видит немецкого офицера, который магическими пассами выковыривает из нее ребро и исчезает.
Убедительность доводов напрямую зависит от остроты и длины доводов..
Поняв, что пауки и ребра - это не к добру, Бримстоун отправляет Рейн в Аргентину, где находится секретная база Третьего рейха. Тусующийся там гражданин Юрген Вульф [Jurgen Wulf] (тот самый офицер, которого видела дампирша) своими поисками заставляет общество нервничать, поэтому Бладрейн должна разобраться, что к чему, а заодно проредить кадровый состав СС. Оказывается, что герр Юрген ищет в местных подземельях следы древних цивилизаций и останки Белиара [Beliar], великого воина. По приказу Бримстоуна Рейн пускается на поиски черепа Белиара и продолжает чистки офицерских рядов. В катакомбах она находит вышеозначенный череп (правда, хрустальный, то бишь поддельный), у которого, впрочем, вполне реальный глаз. Глаз действует на манер ребра и вживляется в голову Рейн, у которой появляется особое зрение.
Тут-то и выясняется, что старина Белиар был никаким не воином, а альфа-дьяволом, прародителем всех демонов. Так бы он и сидел в своем Аду, но Люцифер, которому как раз дали пинка из райских кущ, отобрал у него бразды правления. Одолеть насовсем Белиара он, правда, не смог, поэтому не придумал ничего лучше, чем порвать его на куски. В прямом смысле слова. И если Юрген Вульф сумеет возродить Белиара в своем теле (чем он, собственно, и занимается), всем настанет большой трындец. Так что Рейн оперативно прыгает на подлодку и плывет в Германию, где Вульф собрался отыскать сердце демона, самый сильный артефакт (он, к слову, называется Камень Ятги [Yatgy Stone], так же, как и артефакт, который Странник искал в первом эпизоде "Ноктюрна").
В Германии Юрген сотоварищи окопался в старом замке, где воюет с вампирами-мутантами и ищет сердце Белиара. Прибывшая по его душу Рейн с удивлением встречает свою старую знакомую Минс, по совместительству офицера СС. Дампирша наскоро упокаивает бывшую наставницу, но Минс (живучая тварюга!) оживает вновь и объясняет, что она после Мортона стала двойным агентом. Решив, что смерть Минс может и подождать, а вот Юргена - не очень, Бладрейн встает на пути у немецкого умника. Тот, правда, свой статус оправдывает и совершает одним махом сразу два дела: убивает Минс (уже насовсем) и пробуждает Белиара. Белиар, которому явно наскучил мировой порядок, растет ввысь и вширь и собирается с силами, но поскольку воплотить его мощь в себе Юрген не смог, у Рейн появляется шанс разобраться с обоими вредителями. Что она, к слову, и делает.
Кровавая игрушка с элементами расчлененки была довольно веселой, а специальные способности героини, вроде замедления времени, ночного зрения и "питания" врагами, создавали свой колорит. Двойные клинки Рейн даже удостоились места в Геймерском арсенале, а сама героиня серьезно потеснила мисс Крофт на пьедестале самой сексуальной героини видеоигр. Что не замедлило сказаться.
Новый прикид полюбившейся знакомой.
2000 год. Бладрейн, взяв отпуск после спасения человечества от Белиара, возвращается в строй. Уже добрых 70 лет ее поганец-отец живет и не кашляет, пополняя их милую семейку новыми родственничками и агитируя всех вступать в "Культ Кейгана" [Kagan] (или партию имени себя). Члены культа - все сплошь вампиры, и солнечный свет им сильно мешает жить. Поэтому они не придумали ничего лучше, чем собрать конструктор под названием "Вырубим солнце!". А значит, пора наведаться в гости и передать пару гостинцев по случаю миллениума. Рейн переодевается в платье, подкрашивает лицо и вооружается Карпатскими драконами - двойными "пистолетами", стреляющими кровью. В таком виде она приступает к планомерному уничтожению своей семейки, состоящей из нескольких братцев и сестричек, и вышеозначенного культа вдогонку. Главной целью Рейн по-прежнему является Кейган, ее отец, но добраться до него у дампирши получается далеко не сразу.
Годы ученичества остались далеко позади. Рейн закрутела, научилась обращаться с гарпуном и скакать по всяким балкам-брусьям не хуже, чем Принц Персии. Приятным плюсом в копилку геймплея лег вандализм. Мамзель дампирша может громить стены, ломать фонарные столбы, проделывать очередями из пулемета дыры в материи и пространстве и вообще хулиганить по полной программе. Тут взорвать стену, здесь проложить себе ход - Бладрейн весело носится по городу и с воплями "Вас тут не стояло!" прокладывает себе маршрут. Не стоит, впрочем, думать, что игра допускает свободное прохождение. Этого и близко нет, весь сюжет второй части, от расправы над сводным братом Дереллом [Derell] до финального сражения с папашкой едет по очень линейным рельсам. Никаких шагов влево или вправо, все строго по сюжету.
Дампирские снайперы настолько суровы, что стреляют вниз головой.
Надо сказать, что, по сравнению с первой частью, BloodRayne 2 немного потеряла в динамике. Однако врагов по-прежнему много, а сражения с боссами вносят толику разнообразия в бесконечное (но забавное) отпиливание ног, рук и голов. Игра продолжает по полной эксплуатировать кровожадность, причем от того, насколько брутальнее будет убит враг, зависят способности Рейн. Стоит ли говорить, что на каком-то этапе игроки начинают соревноваться в креативности убиения супостатов, и смерть от упавшего на врага фонарного столба, который снесла дампирша - это так, цветочки?.. В общем и целом, игра получилась на уровне предшественницы. Она очень быстро проходилась, радуя игрока ураганным геймплеем, однако в какой-то степени своим рейтингом она обязана именно успеху первой части, на волне которой она и выехала.
Разрушив вампирские планы по организации катаклизмов, Рейн, тем не менее, уничтожила не всех последователей культа. Кейган говорил о других вампирских лидерах, а, значит, точку пока ставить рано. На возможность продолжения серии намекает и сама героиня, сказав, что "следующие годы обещают быть интересными".
"Дядя Уве! Выключите камеру!"
Как и многие более-менее приличные игрушки, BloodRayne, полежав на полках, дождалась своей экранизации. На этом хорошие новости заканчиваются и начинаются плохие. Потому что делать киноверсию похождений дампирши стал не кто иной, как Сам Уве Болл [Uwe Boll], наместник Ктулху на Земле. Есть подозрения, что Уве снимает свои фильмы, чтобы отучить людей от компьютера, недрогнувшей рукой отправив в газенваген добрый десяток игр. По крайней мере, спокойно смотреть на BloodRayne после просмотра одноименного фильма я долго не могла. А ведь счастье было так возможно! Но - увы. Вернее, Уве..
Итак, что же случилось на экране. Бладрейн (Кристанна Локен [Kristanna Loken]), чью мать обесчестил папуля-вампир, цирком возят по стране в качестве этакого уродца. Улучив момент, дампирша сбегает, и, поплутав темными тропами, попадает к охотникам на вампиров. Они сильно рады такой союзнице, Бладрейн же мысленно хоронит папашку в осиновом гробу и потирает клинки. Вместе они сила, и, само собой разумеется, дампирша не только поквитается с родственничком, но и спасет мир от Тьмы. Как-то так. Это сценарий. Картинка еще хуже.
Бедная Рейн наела на вампирской диете несколько кило, оделась в секонд-хэнде и выкопала свои клинки в ходе археологической экспедиции. Изящная, с иголочки одетая дампирша с остро заточенными лезвиями благополучно канула в Лету, причем вместе с шармом, акробатикой и прочими необходимыми фильму элементами. Киношная Рейн мочит вампиров с резвостью пенсионерки, демонстрируя в разговорах красноречие из разряда "Ты поплатишься за все!". Действие развивается на фоне картонных декораций и не менее картонных героев. Так что неудивительно, что фильм с треском провалился в прокате. DVD, впрочем, в США отбило аж 7.5 миллионов и, вероятно, натолкнуло Уве на мысль, что он не безнадежен. Поэтому, дабы закрепить успех (а, вернее, вбить побольше гвоздей в гроб), мэтр снял еще две киноленты (одна, по счастью, вышла только на видео). У меня, как говорится, все.
Аргументы, с которыми не поспоришь..
Бладрейн - неоднозначный персонаж. Ее нельзя отнести к каноническим протагонистам, да и на спасатели мира она не особенно тянет, с ее-то кровавыми замашками. Все ее способности, как мне кажется, она бы с удовольствием вернула "отправителю", чтобы жить обычной человеческой жизнью, которой ей явно не хватает. Стерва и кровопийца, она, тем не менее, снискала популярность достаточного числа игроков, которые оценили ее мрачный юмор, крутые приемчики и, чего уж греха таить, привлекательную внешность. Хорошей ей, конечно, быть не грозит, да и надо ли? Практика показывает, что игроки совсем не против полукровок с нечеловеческими способностями, но вполне человеческими поступками. А Рейн как раз из этой категории.
Благодарю за внимание.
P.S. Игр в серии всего две:
- BloodRayne [2002]
- BloodRayne 2 [2004]
Хотя фанаты совершенно не против третьей части (по сюжету для нее оставлен зазор), о том, что ее начали разрабатывать, пока разговоров не было. Хотя все может быть.
P.P.S. В одном из роликов первой части Рейн отмечается тем, что отрезает ухо одному из врагов. Фанаты Diablo ищут скрытый смысл, да..